Формальная и диалектическая логика
Впервые формальную или общую логику от теоретико-познавательной или трансцендентальной логики отличил Кант. По его мнению, формальная логика изучает формы мышления вне содержания, а трансцендентальная логика есть применение логики к содержанию познания и этим — ее развитие.
И в самом деле, формальная логика изучает логические формы, законы и правила мысли. Диалектическая логика, как логика, тоже не может быть не чем иным, как наукой о формах, законах и правилах мышления. Поэтому эти две логики имеют один и тот же предмет. Но признание двух логик является логической ошибкой, так как для объединения двух логик потребуется третья и т.д. Где выход из этого затруднения? Выход состоит в том, что обе эти логики представляют собою разные ступени развития одной и той же науки; формальная логика есть низшая ступень развития логики, а диалектическая логика представляет собою ее высшую ступень (то обстоятельство, что формальная логика развивается и в настоящее время, не противоречит этому нашему положению; развитие формальной логики, если оно идет по правильному пути, необходимо придет к диалектической логике).
Для различения формальной и диалектической логики и для показа того, что мы здесь имеем дело с развитием одной и той же науки, мы ограничимся указанием на несколько примеров и положений (которые будут в последующем подробно рассмотрены).
Формальная логика понимает тождество односторонне, как только абстрактное тождество — тождество без всяких различий, а диалектическая логика признает конкретное тождество — тождество, которое содержит в себе различие, т.е. она понимает тождество не абстрактно, а конкретно. Формальная логика отвергает противоречие, считая его заблуждением. И диалектическая логика отрицает голое противоречие как невозможное и ложное. И в самом деле, невозможно, чтобы из двух членов противоречия одно было бы другим, но при отрицании противоречия используется противоречие как категория; поэтому диалектика не упраздняет противоречия, а наоборот, оправдывает его тем, что открывает основу противоречия — единство (когда такая основа существует); т.е. признает единство противоречия, моментом которого является противоречие.
Большинство последователей формальной логики признает аналитичность суждения, а диалектическая логика доказывает синтетичность суждения, содержащую в себе аналитичность как момент. Если для Аристотеля суждение есть утверждение или отрицание, то для диалектической логики смысл суждения состоит в единстве утверждения и отрицания.
Для формальной логики умозаключение является аналитическим выводом, а с точки зрения диалектической умозаключение синтетично; оно есть необходимая, синтетическая, опосредствованная связь, которая содержит в себе в качестве момента (а не исключает) аналитичность.
Формально-логическое является односторонностью диалектико-логического; например, суждение в формальной логике понимается как SP+Р, как аналитичное, а диалектическая логика оправдывает суждение S+Р, что является единством тождества и различия (суждение в формальной логике тоже обозначается так: S+Р, но подразумевается SP+Р).
Формальная логика признает логические методы — индукцию, дедукцию и т.п., а для диалектической логики эти методы являются частными методами; универсальный же метод — это диалектический метод, именно, диалектический метод доказательства. Это метод логического изложения, метод восхождения от абстрактного к конкретному.
Главное в том, что диалектическая логика, в основном, есть логика категорий, чего нельзя сказать о формальной логике.
Диалектико-логическое впервые было признано Гегелем. Согласно его точке зрения, логическое состоит из трех моментов: абстрактно-логического, отрицательно-диалектического и положительно-диалектического. Мы постараемся доказать, что полное логическое есть бесконечно-логическое, односторонностью которого является конечно-логическое, представленное формальной логикой как полное логическое. Указанные здесь положения будут полностью охарактеризованы в последующем изложении.
Своеобразное понимание диалектической логикой форм мышления не является такой «интерпретацией», когда природа интерпретируемого предмета остается той же самой. Например, умозаключение не является такой схемой, для которой ее формально-логическое и диалектико-логическое понимание представляли бы модели и в этом смысле интерпретации. Умозаключение является не схемою, а мыслью; формально-логически умозаключение имеет аналитическую природу, а диалектико-логическое умозаключение представляет собою синтетическую, необходимую и опосредствованную связь, аналитично-синтетическую связь и т.п.
Логика как философская наука
Все частные науки пользуются философскими категориями, напр., существования, количества, качества, сущности, истины и т.д., которые и изучаются только в философии. Философия — всеобщая наука, предмет которой является всеобщим по отношению к предметам-объектам других наук. Если предметом частной науки является та или иная форма движения, то философия изучает наиобщие законы движения и развития (основные законы диалектики); таковой (наиобщей) должна быть и каждая философская наука, в том числе и логика. Логика понималась как философская наука и она должна остаться такою же.
Логика Аристотеля — «Органон» — была вообще наукой, изучающей орудия знания. Аристотель понимал логику как своеобразное введение в философские науки и, вообще, в знание. Логику считали философской наукой Кант, Гегель, Гуссерль и многие другие. Так понимает логику и марксистско-ленинская философия. Математическая же символическая логика есть частная, специальная наука, как это и признают видные представители этой науки. Математическая логика не является философской наукой (об этом ниже).
Если бы логика была частной наукой, то ее законы не имели бы всеобщего значения для всех наук. Логика не изучает предмета, общего для предметов всех наук (как материалистическая диалектика); но, несмотря на это, она общая наука, поскольку ее предмет — законы и правила мышления, являющиеся всеобщими и объективными средствами, определенными логическими условиями и основаниями для всех наук и знания вообще. Например, категории логического (тождество, противоречие, основание, общее и пр.) представляют собою объективные средства для всякого знания. Предмет логики — наиболее общие средства-основания для всех наук, для знания вообще.
Всякое знание выражается в понятии, суждении и умозаключении, которые изучаются только логикой. Ни одна наука не обходится без доказательства, но само доказательство является предметом логики.
Логике ее предмет не дается извне, в готовом виде, как это имеет место в частных науках. Методом логики является правило — форма мысли, которую изучает сама же логика. Метод логики является ее же предметом (например, индукция, дедукция, редукция, диалектический метод). Логика (так же как и гносеология) — рефлексивная наука, поскольку она есть определенное мышление о формах самого мышления, она есть знание форм знания. Законы и правила логики применяются не только в других науках, но и в самой логике. Логике предшествует реальное основание (действительность), но она логически опирается только на саму себя, в противном случае мы получили бы регресс в бесконечность.
Если бы логика являлась частной, специальной, наукой, то она опиралась бы на нечто такое, для чего понадобилась бы другая логика. Следовательно, логика — философская наука.
Логика и «математическая логика»
Как было сказано, не может быть более одной логики. Но выражение «математическая» логика указывает на то, что возможна еще и другая логика. Выражения «математическая», «формальная», «диалектическая» указывают на необходимость многих логик, что невозможно. Поэтому следует употреблять слово «логика» без всякого добавления. Мы добавляем к логике выражение «диалектическая» только с целью различения ее от логики «формальной», но на самом деле лучше употреблять просто выражение «логика».
Логика не может быть «математической», поскольку математические методы не являются существенными и всеобщими для всех наук, в противном случае, все науки в конечном счете превратились бы в математику. Правда, все предметы имеют количественную сторону, поэтому математическое и может быть общим для многих, но, вместе с тем, ведь и качество является общим для многих предметов; сведение качества к количеству невозможно, поскольку признание только количества является признанием качества Количества. Определенное бытие количества уже есть его качество; таковы мера, сущность и другие категории. Предмет определяет метод, а не наоборот; предмет логики определен ее методом. Математические методы являются соответствующими предмету математики методами.
Об отношении логики и «математической логики» здесь мы в общих чертах укажем на то, что в последующем будет рассмотрено более подробно. Логика есть и должна быть наукой о категориях логики — наипервейших, наиболее общих основаниях и средствах мышления и знания вообще, а математическая логика опирается на сосуществование и последовательность; в ней имеют существенное значение временные и пространственные отношения, математические отношения предметов1. Именно поэтому и говорят, что аксиоматический метод основывается на философской установке Канта о том, что логическое основано на нелогическом — на чувственной интуиции2, т.е. на «транцендентальной эстетике» (учение о времени и пространстве) Канта. Поэтому и подчеркивают, что математическая логика имеет эстетический характер и представляет собой применение некоторых положений логики как «канона»3. Конструктивная математическая логика тоже непосредственно опирается на нелогическую природу времени и пространства, на интуицию времени и пространства.
Именно математический предмет и определяет основные методы и понятия математической логики, например, аксиоматический метод и понятия функции и переменного. Необходимость функционального отношения является специфической для математики, она не есть необходимость отношения основания-следствия, т.е. логическая необходимость. Для логического не характерно также и понятие переменного. Понятие переменного есть специфическое и основное понятие математики (как это и выяснится ниже). Именно понятие переменного и дает возможность для применения такого математико-механического метода, каковым является правило подстановки, применение чего в математической логике придает доказательству характер механического процесса (например, при решении проблемы разрешимости).
Именно математический предмет и определяет математическую логику, как символическую логику. В математической логике, вместо всеобщности, применяются условные знаки и схемы, тогда как в логике, развитую форму которой представляет диалектическая логика, наиболее общими понятиями и связями являются категории логического и их взаимосвязи.
Применение в математической логике modus ponens в виде металогического правила означает, что здесь заранее подразумевается логика, как таковая; это обстоятельство подтверждается и тем, что модусы первой фигуры категорического силлогизма принимаются за аксиомы и содержание логики сводят к редукции других модусов к этим аксиомам (Лукасевич). Это значит, что математическая логика есть применение логики в определенной, а именно, в математической сфере; математическая логика — прикладная логика, где основные понятия логики (понятие, суждение, умозаключение, доказательство) принимают совершенно своеобразный характер (об этом ниже); вместо отношения основания и следствия берутся импликации, вместо суждения — предложения, вместо понятия — пропозициональные функции; доказательство понимается как последовательность формул, которая строится в соответствии с металогическими правилами и не является внутренним следованием. Из природы аксиом, без метаправил, ничего не выводится; а применение правил подстановки и modus ponens придает последовательности формул характер механического процесса.
Математическая логика не занимается исследованием понятия, суждения и умозаключения как форм мышления; для нее это непонятно4. Она в основном изучает временные и пространственные отношения, например, отношение симметричности, что якобы было непонятно для старой логики5. В действительности симметричностью характеризуются сами предметы, которые не изучаются логикой. Поэтому она будет оставаться «непонятной» для логики. Провозглашение предметом логики предметных отношений не только не расширяет сферу логики, как это думают представители математической логики, а наоборот, в конечном счете, упраздняет ее.
Как это будет выяснено в последующем, невозможна формализация философской логики. Математическая логика, как аксиоматическая и формализованная наука, представляет специальную, именно, математическую науку; аксиомы, как недоказуемые положения (здесь подразумеваются как аксиомы, так и метаправила математической логики; обе группы положений являются недоказуемыми и в общем логическом смысле аксиомами) непригодны в качестве исходных положений философской логики. Ввести в доказательство недоказанное или базировать доказательство на недоказанном, разумеется, логически неоправданно и несостоятельно. В строгом смысле, в математической логике изучается не общий логический метод, а «логистический метод»6 (об этом ниже).
Но главное, что характерно как для традиционной (начиная с Аристотеля), так и для математической логики, состоит в том, что как первая, так и вторая признают только однозначность понятий и не понимают двузначности, например, того, что отрицательное имеет и положительное значение и т.д.7. То, что было непреодолимым в старой логике, преодолено и решено в диалектической логике.
Наука, которая пользуется недоказанным, может быть только частной дисциплиной, поскольку ее основания должны быть рассмотрены в другой науке, именно в философии. Все частные науки применяют такие категории и законы, которые изучаются только в философии. Такова и математическая логика, как специальная математическая наука, которая имеет колоссальное техническое применение (философия имеет очень большое практическое, но не техническое применение. Техническое не тождественно с практическим).
«Математическая логика» опирается на законы общей логики, но природа этих законов не изучается в ней. Можно сказать еще больше; Лукасевич поставил перед собой задачу аксиоматизации аристотелевской логики; он принял модусы первой фигуры категорического силлогизма за аксиомы, тогда как главным для Аристотеля было именно выяснение природы этих модусов. В «математической логике» (как и в других специальных науках) не рассматривается ни одна философская категория, тогда как без применения философских категорий она (как и другие частные науки) теряет всякий смысл.
То, что математическая логика — специальная, нефилософская наука, признают и специалисты этой науки. Повод для обоснования логики посредством аксиом дал Аристотель, но «Органон» самого Аристотеля (в особенности «Вторая аналитика») представляет собой неформализуемую теорию знания (поэтому и необходимо развитие ее в этом направлении).
Математическая логика, как было сказано, опирается на философские категории (например, на категории существования, общего и т.п.), но эти категории остаются за ее пределами, тогда как диалектическая логика, первым делом, является логикой категорий. Невозможно ввести категории в математическую логику, поскольку, как известно, невозможна формализация категорий.
Невозможна формализация и аксиоматизация логики, поскольку невозможно, чтобы логика имела выходящие за ее пределы логические предпосылки. Всякая логическая предпосылка возможна только внутри самой логики; она должна находиться в ней с необходимостью, в противном случае, разрушилась бы единая логика, т.е. именно логика как таковая (ниже специально будет рассмотрена невозможность аксиоматизации логики).
Сведение логики к исчислению, что имеет место в математической логике, является заблуждением, поскольку исчисление имеет механический характер, а логическое имеет совершенно другую природу. Гегель справедливо указывал на то, что в логике машинное мышление так же, как и мышление невежды, является несчастьем. Сведение логики к исчислению упраздняет логическое, упраздняет природу понятия. Ошибку в исчислении нельзя отождествлять с логической ошибкой. Символы имеют смысл только тогда, когда мы понимаем то, что обозначается этими символами и когда мы понимаем сами символы; поэтому символ только нечто вторичное и он не может заменить существенного — первичного.
Следовательно, «математическая логика» не является логикой, которая представляет собой философскую науку.
О тождестве диалектики, логики и теории познания
Логика, как это мы выясним в последующем, по своей сущности то же самое, что и теория познания; логика и теория познания представляют собой одно и то же, а именно, диалектическую логику; диалектика и логика мышления одно и то же.
До Гегеля существовали три философские науки: онтология, логика и теория познания — науки о бытии, мышлении и об их отношениях. Но эти дисциплины имели нечто тождественное, развитие чего привело их и своеобразному тождеству. Это общее — категории. Логика, теория познания и онтология превратились в учение о категориях. Этим путем произошло их отождествление, превращение в одну науку. Диалектика оформилась как учение о категориях. Именно с утверждением диалектики в теории познания и в логике связано создание диалектической логики, в которой диалектика, логика и теория познания тождественны. Диалектика подчиняет себе логическое и познавательное.
Познание, знание — диалектичны, подчиняются законам диалектики, именно тем, которые господствуют в действительности, т.е. онтологическим законам. Диалектические законы — наиболее общие законы бытия и мышления. Мысленное отражение действительности — истина — диалектична (так же, как и сама действительность), поскольку истина, как это доказано марксистско-ленинской теорией познания, есть: 1) субъективный образ объективного; 2) единство относительного и абсолютного; 3) единство конечного и бесконечного и т.д. Отражение диалектической действительности совершается диалектическим мышлением. Это не гегелевское отождествление бытия и мышления, а утверждение того, что диалектика вещей создает диалектику понятий (а не наоборот, как это имеет место в диалектике Гегеля). Поэтому для познания и логики характерна одна и та же объективность, которая имеет диалектический характер.
У Гегеля тождество диалектики, логики и теории познания опирается на тождество бытия и мышления, в материалистической же диалектике — на диалектическую природу отражения. Диалектическая логика изучает то, что является сущностью теории познания и что по своей природе диалектично. Это — новая наука, которая в снятом виде содержит в себе старую логику и теорию познания. Эта логика онтологична и диалектична именно вследствие того, что объективность мысли подчинена закономерности бытия. Тождество диалектики, логики и теории познания означает создание новой науки, которая не упраздняет ни одну из этих наук, а, наоборот, полнее освещает и решает те вопросы, которые прежде решались односторонне, именно вследствие того, что бытие, мышление и их отношение рассматривались отдельно друг от друга (этот вопрос будет освещен ниже, в особой главе).
Диалектическая логика как наука
В этом параграфе мы должны сделать определенные выводы из вышесказанного и определить диалектическую логику как науку. Но прежде всего мы должны рассмотреть некоторые соображения, направленные против диалектической логики, как логики; для доказательства правомочности диалектической логики как науки, необходимо также привести руководящие указания классиков марксизма-ленинизма.
По мнению некоторых советских логиков, диалектическая логика не существует, она невозможна, поскольку диалектической является действительность, мышление же о действительности, а именно, логическое мышление, не может быть диалектическим. Действительность развивается, развитие же возможно только во времени и постольку, поскольку действительность противоречива; логическое же мышление не является временным процессом, и к тому же оно не противоречиво; мысль о противоречии не может сама быть противоречивой, если она представляет собой истинную и правильную мысль.
Против этого возражения говорит факт существования диалектической логики. Существование диалектической логики Гегеля является фактом. Идеалистичность и ненаучность этой логики не означает того, что невозможна материалистическая диалектическая логика; в таком случае мы признали бы возможность только идеалистической диалектики. Если на ненаучной почве идеализма стало возможным создание диалектической логики, то на почве научности и материализма это тем более должно быть возможным.
О возможности диалектической логики говорит то, что существует ее предмет — диалектическое мышление, которое имело место и в истории и в настоящее время является фактом научного мышления. Образцы диалектического мышления дают Гераклит, Платон, Кузанский, Декарт, Фихте, Гегель, «Капитал» К. Маркса, «Философские тетради» В. И. Ленина и др., также — физика, математика, биология и другие науки.
Для создания диалектической логики необходимо исследование фактов диалектического мышления из истории философии, из специальных наук и обычного, повседневного мышления, и что самое главное, рассмотрение природы самих логических форм мышления, что и покажет их диалектичность.
Материалистическая диалектика является наукой о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления. Диалектика природы есть наука о наиболее общих законах движения и развития природы; исторический материализм изучает диалектику развития человеческого общества; а диалектическая логика есть наука о диалектике мышления — о законах логического движения и развития мышления. Основные законы материалистической диалектики специфически проявляются в логическом мышлении; данная специфичность является специфичностью именно этих законов (а не их упразднением), поэтому диалектическая логика имеет совершенно определенный предмет.
В настоящее время еще продолжается спор о том, какой является логика — диалектической или только формальной; возможна или нет и как возможна диалектическая логика?
В Советском Союзе существуют три группы логиков, которые на данный вопрос отвечают по разному.
1. Одна группа советских логиков признает только формальную и, как было уже сказано, считает невозможной диалектическую логику. По мнению этих логиков, диалектическими могут быть только действительность ее познание, а не логическое. Некоторые из этих логиков считают логику философской, а другие — специальной, частной наукой. Современная формальная логика, как не философская, частная наука представляет собой математическую логику, которую некоторые считают развитием старой традиционной формальной логики, в частности логики Аристотеля (традиционную формальную логику отличают от логики Аристотеля), по мнению других, математическая логика является преодолением старой традиционной логики и совершенно новой наукой. Математическая логика, как было сказано, и в самом деле является частной наукой. Об этом свидетельствует и то, что, подобно геометрическим системам, существует множество систем математической логики (двузначная, трехзначная, многозначная и др.). Такая множественность философских логик невозможна, признание множества логических систем, как было сказано, противоречит понятию самой логики.
2. Согласно точке зрения второй группы советских логиков, существуют две логики — формальная, современной формой развития которой является математическая логика, и диалектическая, которая только теперь начинает развиваться. Некоторые признают даже и то, что существуют три логики — традиционная формальная логика, математическая логика и диалектическая логика, принципы которой даны в трудах классиков марксизма-ленинизма. Эта точка зрения, как было сказано, не может быть правильной, поскольку признание более одной логики является логической ошибкой. Логика, как таковая, возможна только одна.
3. Третья группа советских логиков стоит на той точке зрения, что существует и должна существовать только одна логика, которая на высшей ступени своего развития представляет собой диалектическую логику; формальная же логика — низшая ступень развития логики. Формальная логика снята и сохранена в диалектической (но ни в коем случае не упразднена, как это ошибочно приписывают некоторым представителям этой группы). Формально-логическое является односторонностью диалектико-логического.
Гегель рассматривал три момента логического и три ступени развития логики:
1. Логика рассудка; это была старая формальная логика, которая берет свое начало с Аристотеля. 2. Отрицательная диалектика, необходимость противоречия, напр., в антиномиях Канта, поскольку здесь действует определенный момент логического, который является результатом предельного развития первого момента-ступени и вытекает из его природы. 3. Спекулятивная логика — положительная диалектика.
Кто стремится к пониманию диалектической логики, тот должен учесть аргументы, выдвинутые Гегелем в пользу деления логического на три момента. Без преодоления аргументов Гегеля в пользу диалектической логики, всякая борьба против диалектической логики окончится неудачей.
В настоящее время требуется разработка диалектической логики (постановления ЦК КПСС, наши философские журналы, введение курса диалектической логики в учебные планы университетов); имеются попытки разработки вопросов диалектической логики (Розенталь, Алексеев, Черкесов, Гортари, Фогараши, Л. Гокиели, С. Церетели). К сожалению, некоторые советские логики защиту диалектической логики считают гегельянщиной, но это уже представляет собой попытку отождествления диалектики вообще с гегелевской диалектикой. Немецкий логик Гюнтер различает старую и новую логику; старая логика — логика мышления о бытии, а новая логика представляет рефлекторную логику. Хайсс признает «логику противоречия»; Клаус также признает две логики; он считает формальную логику экстенсиональной логикой, а диалектическую — интенсиональной.
Для понимания природы диалектической логики необходимо исходить из соответствующих положений классиков марксизма-ленинизма. Именно эти положения и являются принципами, на основе которых должна строиться диалектическая логика.8
Ф. Энгельс различает формальную и диалектическую логику по аналогии с различием низшей и высшей математики. Формальная и диалектическая логика отличаются по своему предмету подобно тому, как низшая математика, имеющая дело с постоянными и конечными числами, отличается от высшей, имеющей дело с числами переменными и бесконечными. Подобно низшей и высшей математике, формальная и диалектическая логика являются ступенями развития одной и той же науки. Энгельс подчеркивал неправомочность попытки доказательства результатов, добытых в сфере диалектики, средствами формальной логики; это значит, что доказательство является не только сферой формальной логики, но и логики диалектической, т.е. диалектическая логика есть не только теория познания, но и логика. Ф. Энгельс различает неполные и полные методы получения новых результатов; полный метод — это метод диалектической логики, а неполный — метод формальной логики. Логическим методом является и диалектика, а не только методы формальной логики, например, индукция и дедукция. Это значит, что должен существовать диалектический метод доказательства: Именно этим методом и прорывает диалектическая логика узкий горизонт формальной логики (Энгельс). Указанием на то, что в доказательстве методом получения нового являются и формально-логический метод и, в более полном виде, — диалектический метод, Энгельс подчеркивает, что вообще логический метод должен быть синтетическим (и не исключать познавательного метода)9.
Следовательно, можно сказать, что таким же образом, как индукция и дедукция осуществлены в соответствующих умозаключениях, диалектический метод осуществляется и должен осуществиться в соответствующих ему умозаключениях. Метод равен осуществленному методу. Поэтому неправильно мнение, согласно которому диалектика есть только метод для логики, а умозаключения являются недиалектическими. Диалектическую логику нужно понимать как науку о диалектическом методе и соответствующих этому методу умозаключениях. Диалектический метод является предметом логики.
В. И. Ленин, развивая вышеприведенные положения Энгельса, отмечает, что диалектическая логика «идет дальше» формальной логики10. Это не значит, что переход от формальной логики к диалектической является якобы переходом от логики к другой науке, а именно, к диалектической логике как теории познания, как это кажется некоторым логикам, а означает, что формальную логику продолжает, развивает и делает совершенной диалектическая логика; в противном случае, следовало бы говорить не о том, что диалектическая логика «идет дальше», а о том, что она начинает нечто новое. «Дальше» определенной логики не может идти то, что является совершенно иным, чем логика.
Согласно Энгельсу, диалектическая логика отличается от формальной тем, что она не только перечисляет формы мысли, не только рассматривает их в координации, но и устанавливает их взаимосвязь, выводит их друг из друга и рассматривает их в субординации, в развитии от низшего к высшему, от простого к сложному11. Энгельс к вышесказанному добавляет еще и то, что субъективная логика, которая отражает объективную логику, существует на основе развития, а именно, «логического развития».
В. И. Ленин, развивая эту мысль Энгельса, утверждает, что если развивается действительность, то движутся и развиваются также понятия категории. В противном случае между ними не было бы связи; поэтому существует и диалектика понятий. Понятия движутся и переходят друг друга, поэтому и отражают они действительность. Чтобы охватить мир, снятия должны находиться в единстве противоположностей. Универсальная гибкость понятия доходит до единства противоположностей. Диалектика вещей создает диалектику понятий (а не наоборот)12.
Следовательно, диалектика имеет место не только в действительности, но и в логическом, и наоборот — развитие имеет место не только в мышлении, но и в действительности. Ф. Энгельс указывает, что законы диалектики являются не только законами мышления, как это было у Гегеля, но и законами действительности13 (диалектика действительности является реальным основанием диалектики мышления). Два способа мышления — метафизический и диалектический — являются логическими способами.
Поэтому следует сказать, что диалектическая логика есть наука о диалектическом способе мышления. Диалектический способ мышления является тем логическим способом, который одновременно есть и метод и наиболее общий закон, высшая форма всех форм мысли.
Ф. Энгельс указывает, что диалектика является высшей формой мышления; это и в самом деле так, поскольку отрицание господствует не только в действительности, но и в понятиях; нельзя избегнуть противоречия в сфере мышления. Диалектическое мышление подразумевает исследование природы самих понятий14.
К. Маркс подчеркивает, что диалектический способ мышления, необходимый, в частности, для понимания экономических категорий, должен рассматриваться именно в логике, а не, например, в политэкономии15.
В. И. Ленин учит, что К. Маркс оставил нам логику «Капитала», что в «Капитале» применена к одной науке логика, диалектика и теория познания и что это одно и то же — «не надо трех слов». Диалектика «Капитала» — частный случай, образец диалектики вообще. И в самом деле, в «Капитале» проанализирован не только определенный реальный предмет, но и дан логический анализ понятий-категорий16.
В этом же смысле следует понимать высказывание Ф. Энгельса о том, что логическое есть отражение исторического в его общих чертах.
Диалектическая логика, как было сказано, полнее, совершеннее формальной, подобно тому, как высшая математика полнее низшей, геометрия Лобачевского — геометрии Эвклида, современная физика, например, квантовая механика, — механики Ньютона и т.п.
Законы диалектической логики имеют силу для всякого мышления и знания, а не только для некоторых их областей. Это значит, что логика, как наиобщая, используется везде, — во всех науках, в частности и в онтологии (ведь и она — одна из наук).
Наиобщее для мышления и знания — это, в первую очередь, категории, входящие в предмет диалектической (а не формальной) логики; поэтому диалектическая логика есть в то же время и методология знания. Все истинное в знании и мышлении находит логическое оправдание в диалектической логике, сама же она не может иметь логического оправдания вне себя. Реально же диалектическая логика оправдывается действительностью, ее закономерностью и революционно-преобразующей деятельностью человека — практикой, которая и является основой и оправданием всякого знания. Логическое не имеет и не может иметь внешнего логического основания.
Если допустить внешнее логическое основание для логики, то мы впадем в затруднение, заключающееся в необходимости признания мета и метаметалогики. Подобно тому, как правило умозаключения не может быть его посылкой, так и логика не может иметь иной логической посылки; логика логически опирается только на саму себя, в противном случае логическое оказалось бы вынесенным за собственные пределы, умозаключение — за пределы умозаключения и т.п. Логика должна быть логическим основанием самой себя.
Это значит, что логика не может опираться на недоказанные положения; логика полностью должна быть доказана в самой логике; в противном случае мы получили бы регресс в бесконечность. Логика не начинает с недоказанной логической посылки, так как это даст нелепость — логическую связь логического с нелогическим. Поэтому и тождественны предмет логики и ее метод. В логике все должно быть доказано — и сама логика логически не может быть доказана за ее пределами. Предмет логики есть доказательство, доказательство всего, в том числе и самой логики. Именно поэтому логика является философской наукой (а математическая логика, как было сказано, частная наука, и между прочим именно потому, что она исходит из аксиом и металогических правил).
Логика пошла вперед, развилась в диалектическую логику, поскольку эта последняя, в первую очередь, изучает то, на что опиралась формальная логика, но что оставалось для нее незамеченным, именно — логическую связь форм самой мысли — связь категорий логического: например, связь формы положительности с формой отрицательности (на эту проблему указал Фихте), категориальную связь положительного суждения с отрицательным и т.д.
Диалектическая логика вобрала в себя предпосылки, на которые опиралась формальная логика, хотя и не замечала их.
Сфера предмета диалектической, логики — сфера единого корня логических средств мысли. Эти средства — необходимые, объективные основания, а не субъективно-случайные правила. Таковы категории логического (см. следующую главу — «Категории логического»). Предмет диалектической логики есть своеобразно понятый предмет первой философии, перенесенный в понятия (ведь диалектика есть наука о наиобщих законах движения и развития природы, общества и мышления — а это и есть своеобразно понятая первая философия); эта — сфера категорий логического и того, что прямо выводится из нее.
Объективно-логические средства логического входят в предмет самой логики (так переходит предмет первой философии в логику). Поэтому логическое является рефлексивным (именно эта рефлексивность и является непреодолимой для математической логики; расширенное исчисление предикатов наталкивается на парадоксы именно вследствие рефлексивности логического; диалектическая же логика по своей природе является логически рефлексивной и поэтому наукой, преодолевающей известные логические затруднения). Логика определена реальным основанием — реальной диалектикой, а логически она неопределима, точнее: она определяет сама себя; в противном случае, мы были бы вынуждены реальное превратить в логическое, что является объективно-идеалистическим (гегельянским) заблуждением.
Наиболее общие законы диалектического действуют и в логическом, но, ясно, специфически, именно в виде всеобщей формы связи суждений, понятий и умозаключений. Этой специфичностью общее, ясно, не отрицается, а, наоборот, доказывается: доказывается, именно, универсальность диалектики. Недостаточно только материалистическое понимание логического как отражения. Необходимо также и признание ее диалектической природы. Диалектическая логика является именно материалистической диалектической логикой.
Диалектичность логического означает то что в нем действует внутреннее отрицание, что оно подчиняется закону единства противоположностей; этот закон осуществлен в нем в определенной логической — выводной форме. Главное для данного труда — именно выявление и доказательство этого обстоятельства. Если основным законом формальной логики является закон невозможности противоречия, то основным законом диалектической логики является закон единства противоречия, но так, что этот последний содержит в себе в качестве момента смысл первого (единство противоречия содержит противоречие, одна сторона которого исключает другую, в противном случае, не было бы и противоречия). Основной проблемой логики была и остается проблема синтетически-логического, решение которой возможно только в диалектической логике, которая и изучает синтетически-логическое, диалектико-логическое, т.е. такое логическое, в котором существенен именно момент противоречия и внутреннего отрицания.
Итак, после всего сказанного можно определить диалектическую логику, как науку; это определение может быть сформулировано следующим образом:
-
Логика есть наука о формах мысли. Но это определение не отличается от определения формальной логики; и кроме этого, ведь психология тоже изучает определенные формы мысли? Поэтому будет лучше следующая формулировка:
-
Логика есть наука об объективных формах мысли. Но и формальная логика считает объективным то, что она изучает; в противном случае она не была бы логикой.
-
Возможно будет лучшим такое определение: диалектическая логика есть наука о наиболее общих законах мышления. Но здесь пропущено главное для диалектической логики, именно движение и развитие, что и входит в следующее определение:
-
Диалектическая логика есть наука о законах и формах движения и развития мысли; она является частью диалектики, поэтому будет более адекватным следующее определение:
-
Диалектическая логика есть наука о диалектическом способе, диалектико-логическом способе мышления. Но это определение является тавтологичным; к тому же этот способ можно понимать как только метод познания. Нужно другое определение:
-
Диалектическая логика есть распространение диалектики на мышление. Но здесь не сказано то, что из себя представляет это распространение. Это обстоятельство учтено в следующем:
-
Логика есть диалектика мысли; но с этим определением может быть согласен и отвергающий диалектическую логику, поскольку он может понимать диалектику как теорию познания и не признавать ее как логику. Поэтому мысль, более точно, может быть выражена так:
-
Предметом диалектической логики как философской науки является диалектическим способом выполненное мышление, или знание, в котором реализован диалектический способ мышления. Но здесь имеется как тавтологичность, так и излишняя пространность определения.
-
В кратком определении диалектическая логика есть единство противоречия в мысли. Но и здесь имеется неясность, т. к. не выдвинута вперед логичность мысли; единство противоречия, существующее в мысли, может быть понято как характерное только для процесса познания.
-
Диалектическая логика есть наука о логических связях, осуществленных в знании, о результатах истории познания — узловых пунктах, т.е. категориях и о их взаимосвязях. Но и здесь имеется момент тавтологичности и вместе с тем определение носит повествовательный характер и ему недостает логичности.
-
Диалектическая логика есть наука о наиболее общих законах движения мысли и форм знания объективной действительности. А может быть будет лучшим такое определение:
-
Диалектическая логика есть наука о тех формах и законах мысли, в которых выражены наиобщие стороны бытия и мышления. И здесь остается неподчеркнутым главное для логического; ведь «выражение» можно понять как познание? Выше было указано и на то, что для логики прилагательное излишне. Поэтому еще лучшим определением является следующая формула:
-
Логика есть наука об объективных формах движения и развития мысли. Это определение, сравнительно с вышеприведенными, самое законченное и совершенное, поскольку оно содержит в себе зерна истины всех вышеприведенных двенадцати определений и свободно от их недостатков. Нет в нем и момента тавтологичности. «Движение и развитие» указывает на диалектичность, поэтому «логика» понята диалектически. Речь идет об «объективных формах движения и развития мысли» и, следовательно, о логическом, а не только познавательном или психологическом. Одним словом, полученное здесь определение логики, пока что должно быть признано удовлетворительным. Это не значит, что невозможна лучшая формулировка определения диалектической логики. Автор этих строк в дальнейшем постарается выискать лучшую формулу для определения логики.
1 Д. Гильберт, В. Аккерман, Основы теоретической логики, 1947, стр. 81 и след.
2 Д. Гильберт, Основания геометрии, М., 1948, стр. 351, 353, 360, 366, 373, 377.
3 K.Wuchterl, Reine und mathematische Logik, «Zeitschrift für philosophische Forschung», Bd. XVIII, H. 3, Juli—September, 1964, стр. 408, 418—419, 421.
4 Я. Лукасевич, Аристотелевская силлогистика…, стр. 48, 50.
5 Д. Гильберт и В. Аккерман, Основы теоретической логики, стр. 82.
6 А. Черч, Введение в математическую логику, 1, стр. 48.
7 См. вышеназванные работы Heiss-а и Günter-а.
8 См. эти положения в моей работе «О диалектической природе логического», стр. 5 и сл. Здесь приведем только некоторые из них.
9 Ф.Энгельс, Анти-Дюринг, Москва, 1967, стр. 134.
10 В. И. Ленин, т. 32, изд. четвертое, стр. 72.
11 Ф. Энгельс, Диалектика природы, 1953, стр. 177.
12 В. И. Ленин, Произв., т. 38, изд. четвертое, стр. 251, 249, 255, 280, 99.
13 Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, 1967, стр. 10, 20.
14 Ф. Там же, стр. 15, 338, 18, 141, 120.
15 См. К. Маркс, К критике политической экономии, 1951, стр. 89.
16 См. В. И. Ленин, Соч., т. 38, изд. четвертое, стр. 315, 316.