Заключение

Проведенный нами анализ классических систем философской диалектики имел своей целью возможно полнее выявить те «рациональные зерна», которые таились в логических представлениях Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля и которые — в силу идеализма этих систем — так и не проросли в полную силу, а потому и не дали непосредственно съедобных плодов. Будучи пересажены на почву материализма, эти «зерна» дали урожай «Капитала». На это обстоятельство постоянно обращал внимание философов В.И. Ленин. Мы и старались выполнить его совет — читать Гегеля (и не только Гегеля) материалистически, то есть искать в его текстах не передержки и архаические курьезы, а прежде всего описание действительных моментов (форм и законов) развивающегося мышления, развивающегося «понятия» («познания»), отмечая по дороге те коварные повороты мысли Гегеля, которые уводили — и сейчас могут увести — научную логическую мысль с пути критически-революционного анализа существующего и его имманентных противоречий на путь утонченной диалектической апологетики этого существующего — апологетики, которая тщательно описывает одни лишь «плюсы», одни лишь успехи и победы человеческой мысли, и закрывает глаза на неудачи, на ошибки, на неуспехи, на поражения ее в трудной борьбе за счастье рода человеческого, которая в наши дни сливается с борьбой за коммунистическое переустройство существующего мира.

Наша — марксистско-ленинская — материалистическая диалектика обязана историей быть во всех отношениях выше, глубже, тоньше классической философской диалектики Канта — Фихте — Шеллинга — Гегеля. А для этого она обязана полностью усвоить все уроки последней — без этого условия написать Большую Логику современного [163] научно-материалистического мировоззрения нельзя.

Эти уроки — как позитивные, так и негативные (связанные с идеализмом), – мы и старались извлечь путем анализа. Насколько нам это удалось сделать — судить не нам, пусть судят оппоненты.

Один из важнейших уроков, на наш взгляд, является и то понимание, что Логика (философская диалектика) только в том случае может стать действительно материалистической, а не быть ею только на словах, если она установит правильные взаимоотношения, с одной стороны, с естествознанием, а с другой стороны, с политическим мышлением самого революционного класса нашей эпохи — рабочего класса, и почти слившейся с ним технической интеллигенции. Она обязана быть равноправной союзницей этих двух самых мощных сил современного прогресса. К такому союзу философию, естествознание и политику властно подталкивают ныне внутренние потребности развития всех трех указанных сфер культуры. Такой — ленинский — союз нужен всем трем. Без него всем троим будет плохо.

Диалектика, оставаясь подлинно материалистической диалектикой, не имеет права играть роль теоретического обоза «современного естествознания» и социального развития, в котором занимаются «обобщением» — задним числом — того, что сделано без нее, без ее помощи. И если диалектику превращают в «служанку» современного естествознания или политики, обязанную задним числом «подводить философское обоснование» под чужие «успехи» и «победы», то в этой своей роли служанки она неизбежно начинает приносить огромный вред вместо ожидаемой от нее пользы. И совершенно понятно, почему. У служанки совета не спрашивают, и она обязана поддакивать своей госпоже, что бы та ни делала, а для этого вынуждена всюду видеть одни лишь сплошные «успехи» [164] и «победы», хотя бы эти «победы» и были на самом-то деле тяжелыми поражениями, последствия грубых просчетов мышления.

Печальный и трагический пример такого вырождения диалектики в вербальную эквилибристику, прикрывающую все капризы явно неумной политики, являет ныне хотя бы диалектика по-пекински. Сделавшись прислужницей культа личности Мао, эта «диалектика» стала диалектикой лишь по названию, лишь по имени.

И как только диалектику превратили в служанку (кого бы то ни было и чего бы то ни было), она тотчас же, сохраняя свою терминологическую внешность и фразеологию, превращается в искусство выдавать белое за черное, а черное – за белое, то есть в вульгарнейшую софистику, в двоемыслие.

Настоящая диалектика — прирожденный и смертельный враг всякого религиозного культа, в том числе и в светском его варианте. Этот культ она либо разрушает своим критическим анализом, либо гибнет сама, если у нее не хватило сил победить его хотя бы в мышлении, и он возобладал над силой диалектической мысли.

Надо сказать, что в «служанку» диалектику всегда стремится превратить только примитивное естественнонаучное или политическое мышление.

Подлинно научное естествознание, как и подлинно научное политическое мышление (каким было мышление В.И. Ленина) никогда не старается низвести диалектику на недостойную роль служанки-прислужницы. напротив, ленинское политическое мышление всегда относилось к философии не как к служанке, а как к равноправной союзнице по общему делу. А у равноправной союзницы не зазорно просить ответа, особенно в трудную минуту, ни политику, ни естествоиспытателю 1 . [165]

И если бы мы всегда следовали ленинским принципам, обеспечивающим философской диалектике союз с естествознанием и с политикой, то, надо думать, и развитие науки, и социальный прогресс протекали бы с гораздо меньшими издержками и с большей скоростью, чем это имело место на самом деле. Меньше было бы ошибок, промахов, неудач и поражений, и больше — действительных научных и политических побед, побед коммунистического строительства в нашей стране и мирового коммунистического движения, охватывающего сейчас уже почти весь земной шар, но совершающего нередко грубые политические просчеты. И тут нужны не дифирамбы, а точный диалектический анализ.

Поэтому нужна и Логика. [166]


1 Этот ленинский взгляд на союз диалектики с естествознанием четко изложен в статье академика Н.Н. Семенова (Коммунист, 10, за 1968 год), что избавляет нас от необходимости излагать его еще раз.

Оставьте комментарий

Создайте подобный сайт на WordPress.com
Начало работы
search previous next tag category expand menu location phone mail time cart zoom edit close