Религиозная живопись Виктора Васнецова

Васнецов Виктор Михайлович

Виктор Михайлович Васнецов (1848 — 1926) – русский художник, прославившийся изображениями исторических, фольклорных сцен. В 2013 году исполнилось 165 лет со дня рождения художника.

Родился Васнецов 15 мая 1848 года в небольшом селе Вятской губернии в семье священника. В доме Васнецовых соседствовали уклады деревенской и городской жизни. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Здесь получили первое признание рано проявившиеся художественные наклонности будущего живописца. Мотивами его первых натурных зарисовок стали деревенские пейзажи, сцены из деревенской жизни.

Васнецов В. Автопортрет. 1873
Село Рябово, где жили Васнецовы стояло на живописной, окаймленной густыми хвойными лесами речке Рябовке, с холмистых берегов которой открывались тянущиеся на десятки верст до уральских гор горизонты. Вятский край с его суровой и живописной природой, своеобразным укладом, сохраняющим устои далекого прошлого, с древними народными поверьями, старинными песнями, сказками и былинами стал основой для формирования ранних жизненных впечатлений Васнецова.
«Я жил в селе среди мужиков и баб и любил их не «народнически», а попросту как своих друзей и приятелей, слушая их песни и сказки, заслушивался, сидя на посиделках при свете и треске лучины», — рассказывал впоследствии Васнецов. Свое ощущение захватывающей таинственности, состояние сопереживания он выразил в рисунках «Бабушкины сказки» (1871) и «Сказки деда» (1870).
Васнецов В. «Бабушкины сказки». 1871. Государственная Третьяковская галерея.
Образование Васнецовым было получено в Вятской духовной семинарии. А вот художественный стиль Васнецова усовершенствовался во время обучения в школе художеств Петербурга. Картины Васнецова были впервые представлены на выставке в 1869 году, еще во время учения. Затем же Васнецов сотрудничал с товариществом передвижных выставок. Основными сюжетами картин Васнецова были сказки, бытовые ситуации, а затем исторические, былинные, религиозные мотивы. «Аленушка» Васнецова, также как «Богатыри», «Иван Царевич на сером волке» являются ярчайшими представителями данного направления в творчестве художника. Про свою знаменитую картину «Богатыри» сам Виктор Васнецов, работавший над ней почти тридцать лет, говорил: «Я работал над «Богатырями», быть может, не всегда с должной напряженностью. Но они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом».
Васнецов В. «Богатыри». 1898. Государственная Третьяковская галерея.
В России функционируют 4 музея, посвященных художнику. Музей Васнецова расположен в Москве, также в Санкт-Петербурге, Кирове, селе Рябово Кировской области.
«Когда я глядел на его Божью матерь с младенцем, с прозрачными херувимами и серафимами, – вспоминал Фёдор Шаляпин, – я чувствовал, как духовно прозрачен, при всей своей творческой массивности, сам автор. Его витязи и богатыри, воскрешающие атмосферу Древней Руси, вселяли в меня ощущение великой мощи и дикости – физической и духовной».

В.Васнецов. Крещение Руси.

Шестикрылый серафим

Православные старцы

Описание картины Виктора Васнецова «Распятие Христа»

Описание картины Виктора Васнецова «Распятие Христа»

Виктор Михайлович Васнецов – прославленный русский художник, широко известный в России и за рубежом как создатель шедевров на темы былин о богатырях и русских народных сказок. Но мало кто сейчас знает, какой вклад внесла религиозная живопись Васнецова в развитие российской православной культуры. Отец Васнецова был священником, и сам Виктор Михайлович окончил в 1867 году Вятскую духовную семинарию, после чего продолжил обучение полюбившемуся к тому времени искусству живописи в Санкт-Петербургской Академии художеств.

В 1885 году Васнецов получает от профессора Петербургского университета Прахова А.В. приглашение расписать свод Владимирского собора в Киеве, который осуществлялся под патронажем знаменитого русского мецената Саввы Мамонтова. И в эту работу художник погружается со всем своим пылом и горячим желанием послужить Богу и Отечеству, в течение 10 лет создает несколько сотен эскизов и более 1000 кв. м фресок на стенах храма, многие из которых расцениваются как шедевры русской иконописной школы, а особенно неповторимый и уникальный по своей одухотворенности образ Богоматери с Младенцем сейчас так и называют Богоматерью Васнецова.

По образу Спасителя Васнецов создает отдельный Страстной цикл, который выделяется в самостоятельный иконографический стиль и становится по сути эталонной вершиной религиозных и эстетических идеалов нашего времени. Его мозаики на тему распятия Иисуса Христа, несения и снятие с креста, сошествия Иисуса в ад, фреска «Радость праведных о Господе», а также утраченные фрески из храма Спаса-на-Водах в Санкт- Петербурге, по которым остались только эскизы, – воодушевляют истинной верой многие поколения и являются величайшим наследием Православной церкви.

Картина «Распятие Христа» написана несколько позже его основных трудов над оформлением храмов в Киеве, Дармштадте (1901 г.), в Гусь-Хрустальном (с 1895 года), поэтому значительно отличается от большинства подобных произведений. Если большая часть библейских творений, по критическим оценкам специалистов, часто перегружена отвлеченными деталями, изгибами пейзажей или одежд, то «Распятие Христа» максимально лаконично, сдержанно и в красках, и в присутствующих на картине персонажах. Ее объекты буквально можно описать несколькими словами. По центру картины изображен распятый на кресте Иисус Христос, который судя по спокойному умиротворенному выражению изможденного лица и нимбу над головой, уже умер, у его окровавленных ног сидит Мария, в скорби молитвенно сжав руки, а рядом апостол Иоанн, с трудом сдерживающий рыдания от горя, которому только что умирающий учитель поручил заботу о Богоматери и нарек его ее сыном. Практически весь фон картины – черно-коричневый, и лишь вдали едва светлеет горизонт, предвещая скорое Воскресение Спасителя и Радость праведных о Господе. Сейчас картина находится в Музее изобразительных искусств в Карелии, г. Петрозаводск.

За работы в Варшавском храме в 1912 году Васнецову был пожалован дворянский титул, в 1913 – чин действительного статского советника.

РаспятиеРаспятие. Фрагмент.

Описание картины Виктора Васнецова «Богоматерь с младенцем»

Описание картины Виктора Васнецова «Богоматерь с младенцем»

Виктор Михайлович Васнецов, известный большинству по картинам сказочной тематики, очень много работал над росписью различных храмов. До сих пор любой желающий может полюбоваться его работами в Храме Спаса-на-Крови (Санкт-Петербург), Владимирском соборе (Киев), церкви Спаса Нерукотворного (Абрамцево) и многих других, расположенных как в нашей стране, так и за ее пределами.

Особое место в его творчестве занимает образ Богородицы. Отдельно стоит остановиться на полотне «Богоматерь с Младенцем», написанном художником в 1889 году. Именно эта работа Васнецова послужила эскизом для росписи Владимирского собора.

Практически всю площадь картины занимает фигура идущей прямо на зрителя Богоматери, несущей на руках Младенца Христа. Завернутый в пелену Младенец изображен с поднятыми вверх и тянущимися к зрителям руками. Он как бы благословляет, представших перед ним. Как и должно быть в любой иконографии, головы обеих фигур окутаны золотистым свечением, олицетворяющим их божественную суть. Оригинально выполнен фон, на котором изображены фигуры. Нельзя с определенной уверенностью сказать ступает ли Богоматерь по земле или движется по небесам.

Лица Богоматери и Младенца необычайно живые. Это не канонические лики смотрящие со стандартных икон. На полотне Васнецова зрители видят обычных людей. Фигура Младенца и его положение также вполне естественны, и не вызывают ощущения фантасмогоричности происходящего. Глядя, на полотно у зрителя возникает образ обычной женщины, несущей на руках ребенка. Ее глаза печальны, но они светятся невероятной любовью к своему сыну и ко всему миру.

Идея представить Богоматерь именно такой, была навеяна художнику образом его супруги с сыном на руках. В дальнейшем подобный образ Богородицы активно использовался в русской иконографии и получил название Васнецовская Богоматерь.

Богоматерь

Радость Праведных. Преддверие рая. Триптих.

Описание триптиха “Радость праведных о Господе” Виктора Васнецова

Перед началом работы над произведением, автор изучал работы художников Эпохи Возрождения, картины Рафаэля, Микеланджело.

Вдохновившись их творчеством, на протяжении 10 лет он украшал купол Владимирского собора в Киеве. Естественно, ему бывало трудно без друзей и единомышленников в чужом городе, но художника поддерживала Елизавета Григорьевна Мамонтова – близкий друг мастера. Именно она побудила Васнецова продолжить работу, восполнила его внутреннюю силу и уверенность.

“Радость праведных о Господе. Преддверие рая”, как можно догадаться из названия, описывает людей перед воротами рая. Считанные мгновения отделяют их от погружения в мир вечного блаженства. Благодаря игре света и теней, каждое лицо буквально светится и ликует, все излучает счастье, умиротворение.
На картине изображены праведники и христианские святые разных времен. Вместе с ними и разбойник, которого спас обет Христа, тяжесть креста, который он нес, помогает ему обрести свое место в раю.

Недалеко от него стоит Мария Магдалина. Молодая женщина с распущенными волосами накинула на плечи покрывало. Рядом с ней – Мария Египетская. Эта женщина в возрасте: лицо ее украшено паутиной морщин, седые волосы, словно простынь, укутывает ее тело. И при жизни она 47 лет провела в пустыне, и одеждой ей служили ее волосы.

Здесь же стоит Великомученица София со своими дочерьми Верой, Надеждой и Любовью. Девочки прижимаются к своей матери. Правее от них – Адам и Ева – первые обитатели рая и потерявшие его когда-то, ждут возвращения в дом родной. Рядом с ними их сын Авель.

Здесь же равноапостольный Владимир с крестом и своей женой Анной.

Легко узнать и Великомученицу Екатерину и Великомученицу Варвару. При жизни они потерпели много страданий и теперь нет сил даже улыбнуться. Но их спокойные лица дают понять, что мучения закончились, вот она – награда за все.

За ними стоят праведники, которых так много, что и не сосчитать.

Центральная часть триптиха называется по-другому – “Торжество ангелов”. Несложно догадаться, почему они торжествуют.

Игра теней, использование разных техник, различные по фактуре краски создают неповторимый по сложности и красоте шедевр.

Радость праведных

Радость праведных. Фрагмент.

Радость праведных о Господе

Радость праведных о Господе. Фрагмент

Саваоф

Снятие с креста

Единородный сын слово божие

Ангел с лампой. Преддверие рая. Фрагмент

Описание картины Виктора Васнецова «Воины апокалипсиса»

Описание картины Виктора Васнецова «Воины апокалипсиса»

Виктор Васнецов написал холст в 1887 году. На нем изображены четыре всадника из шестой главы Откровений Иоанна Богослова, это библейские персонажи, представляющие собой катастрофы в преддверии конца света, Страшного суда.

Васнецов изобразил коней, появляющимися друг за другом. На переднем плане предстал всадник на белом коне, разрушающий все вокруг. Он сносит города, художник показал падающие каменные колонны, вокруг которых в ужасающих позах лежат люди. Кого здесь только нет: и цари, с короной на головах, и старцы, и воины, готовящие лук к выстрелу, и простолюдины. Их сближает одно: ужасная гримаса муки на лице, безвыходности, обреченности, страха. Эти всадники появляются будто бы с неба.

Всадник на белом коне имеет лук, на голове у него возглавляется венец, как символ власти и победы. Белый цвет является олицетворением зла, у всадника страшная гримаса, он пришел сюда для победы над человечеством, он идет прямо по головам.

Шествующий за ним всадник появился на рыжем коне. Он олицетворяет войну. Васнецов изобразил его с мощным мускулистым телом, с занесенным над головами несчастных мечом. Волосы всадника сливаются по цвету с мастью коня. Всадник, сидящий на рыжем коне одет только в повязку на бедре, раньше так выступали гладиаторы. Пламенный цвет волос, масть коня и меч, занесенный над головами, олицетворяют пролитую кровь.

Третий всадник, шествующей на вороном коне олицетворяет голод, он показан пепельно – серого цвета, с весами в руках. Фигура у этого всадника истощенная, лицо безжизненное, словно обтянутые кости. Весы – символ лживого правосудия.

Последний всадник имеющий имя смерть, бледный конь. Всадник, сидящий на нем имеет вместо головы череп и косу в руке, он какого-то неестественного бледно-зеленого цвета. Выступает символом ада.

Описание картины Виктора Васнецова «Страшный суд»

Страшный суд

quadro -the-last-judgement-church-of-the-mother-of-god-of-kazan-tolyatti-rf-2001
Художник Виктор Васнецов создал немало фресок религиозной тематики. Для оформления Георгиевского собора Васнецовым в 1896-1904 годах была написана картина-фреска «Страшный суд», первая вариация которого была написана им в 1885-1896 годах для Владимирского собора в Киеве. Мы поговорим в большей степени о первой и оригинальной версии автора, хотя сюжет всех трех вариантов неизменен.

Красочные сцены крещения Руси на стенах храма были уравновешены мрачной композицией «Страшного суда». Темные тона с множеством оттенков красного, что заставляет зрителя относиться к картине как к серьезному произведению и добавляет трагичности изображению. Отрицая существующие каноны, Васнецов написал фрески в стиле древнем и несколько театральном.

Сюжет картины построен на основе Библейского понятия о Судном дне, когда совершается разделение людей на праведников и грешников. Первые оказываются награждены, а вторые, соответственно, наказаны за свои деяния. В центре находится ангел с весами, вокруг которого строится композиция: внизу, на земле, вершится суд, на котором слева от зрителя находятся праведники, обращенные к небесам с молитвой, а справа – грешники, горящие в адском огне.

На небесах находится Господь, держащий Евангелие и крест, а рядом с ним мы видим Иоанна Богослова и Богоматерь, а также ангелов и апостолов. Лицо Бога озарено гневом на грешников, которым по сюжету картины предстоит гореть в Геенне огненной, где так и вьется Змий. «Перед Богом все равны» хочет сказать Васнецов, показывая одинаковые условия для суда Царей и бедных крестьян. Вестники судного дня – трубящие ангелы, объединяют небесную сферу с земной, паря в воздухе между ними.

Автор картины играет на контрастах и строит свои элементы таким образом, что произведение начинает вызывать ощущения мистичности. И благодаря мастерски построенной композиции и великолепной рисовке иллюстрации «Страшного суда» Васнецова получили множество восторженных отзывов.

 ТРИ ЧАСТИ КОМПОЗИЦИИ «ЕВХАРИСТИЯ». 1911

Икона Евхаристия

Картины В.М. Васнецова составляют единую композицию «Евхаристия». В процессе исследования памятника, сопоставляя выявленные документы, реставраторы пришли к выводу, что полотна являются эскизами (картонами) мозаик, выполненных художником для убранства интерьера Александро-Невского собора в Варшаве.

MB7oC6Vd2XM

Русский православный храм в столице Польши, построенный во времена императорской России, располагался на Саксонской площади, сегодня переименованной в площадь Пилсудского.

o7jfcAgDq5o

Церковь по проекту русского архитектора Николая Бенуа была заложена в 1894 г., а уже в 1900 году строительство собора было закончено. К работам по интерьеру храма были привлечены лучшие художественные силы России. Оформление алтаря и руководство живописными работами по интерьеру храма были поручены В.М. Васнецову, иконы создавались В.П. Гурьяновым и другими русскими иконописцами. Особым украшением православного храма стали шестнадцать огромных мозаичных композиций, созданных по эскизам Виктора Михайловича Васнецова.

В 1912 г. храм был освящен. После открытия в соборе отмечались важнейшие торжества в жизни русской Варшавы – юбилей Отечественной войны 1812 г., 300-летия дома Романовых.

Собор был разрушен в середине 1920-х годов. Главным поводом для сноса послужило то, что храм, занимавший одну из главных площадей Варшавы, напоминал о русском господстве над Польшей. До наших дней сохранились небольшие фрагменты мозаик, выполненных по эскизам В.М. Васнецова (хранятся в церкви Святой Магдалины в пригороде Варшавы).

Эскизы В.М. Васнецова к мозаикам собора Александра Невского долгие годы хранились в отделе изобразительного искусства ГИМ, накатанными на вал. Верхние и нижние края картин имели смятости авторской основы, прорывы, неравномерные, обветшалые кромки авторского холста, утраты красочного слоя и грунта.

Реставраторы, прежде всего, старались, как можно меньше вторгаться в авторскую живопись, проводя минимум консервационных операций.

Удалось заделать прорывы, укрепить красочный слой, устранить деформации основы на правой и левой частях композиции. Центральная часть «Евхаристии», наиболее пострадавшая, имеющая прорывы, заделанные заплатой, была дублирована.

Реставрация этого памятника дала возможность специалистам и зрителям получить более полное представление о религиозной живописи в творчестве В.М. Васнецова – одного из наиболее значительных русских художников рубежа XIX-XX века.

Рисунок «Спаситель в терновом венце»

Спаситель в терновом венце

Рисунок «Спаситель в терновом венце», созданный в 1906 году, является эскизом иконы для собора Введения во Храм Пресвятой Богородицы – полковой церкви лейб-гвардии Семёновского полка, построенной в 1837-1842 годах по проекту Константина Тона в Петербурге. Киот с образом был установлен на мраморной гробнице, в которой покоились останки троих семёновцев, погибших при подавлении волнений в Москве в декабре 1905 года, и командира Семёновского полка генерал-майора Г.А. Мина, убитого в результате теракта в августе 1906 года. Собор был разрушен в 1933 году, на его месте разбит сквер. Образ «Спас в терновом венце» после 1934 года считается утраченным.

С рисунка было выполнено четыре фотокопии (оригинал хранится в Вятском художественном музее имени В.М. и А.М. Васнецовых), экспонируемый экземпляр – один из них — был подарен В.М. Васнецовым художнику С.В. Малютину, в знак благодарности и признания за создание его портрета. В правом нижнем углу сохранилась надпись, собственноручно выполненная В.М. Васнецовым: «Искренно и глубокоуважаемому Сергею Васильевичу Малютину — В. Васнецовъ 1915 г. 27 окт.» С. Малютин восхищался В. Васнецовым, его творческим кредо, принципиальностью и последовательностью. Завершенный портрет он сопроводил словами: «Красивый человек во всем!». Сейчас этот портрет хранится в собрании Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых. В декабре 1920 года фотокопия с автографом Виктора Васнецова была подарена Воронежскому краеведческому музею Сергеем Малютиным. Дар был передан через Юрия Ивановича Успенского, коллекционера и музейного деятеля.

Описание картины Виктора Васнецова «Бог Саваоф»

Виктор Васнецов – русский художник, известный своими мифологическими и былинными картинами. Среди его работ, посвященных сказочным персонажам, особенно выделяется изображение Саваофа. Истинное значение его сакрального имени давно утеряно на страницах истории, но в Библии Саваоф несколько раз упоминается как «Господь воинств Ангельских».

Бог Саваоф, В. М. Васнецов, 1885 - описание картины

Видимо, именно в этом значении он предстает в произведении Виктора Васнецова.

На полотне изображен Бог Саваоф. Его фигуру, расположенную в центре полотна, поддерживают престолы. Их крылья розовато-охристого цвета, контрастирующие с чернильно-синим небесным сводом, направлены вверх в стороны, что образует восходящие диагонали и создает динамичный эффект.

Центральная фигура окружена множеством ангелов, серафимов и херувимов. Кольцевая композиция произведения создает у зрителей ощущение непрерывного кругового движения небесных существ.

Бог – древний, но величественный старец с белоснежными косматыми волосами и такой же седой бородой, обрамляющей лицо. На груди под бородой изображен Святой Дух в образе белой голубки. Над головой сияет нимб в виде шестиконечной звезды Давида – это олицетворение божественной мудрости, а также символическая отсылка к Ветхому Завету.

Саваоф выглядит печальным и уставшим – многодневный труд по созданию мира очень утомил его. С двух сторон к его опущенным плечам прижимаются серафимы, обнимая и утешая Создателя. Херувимы держатся на почтительном отдалении, взирая на божество со священным трепетом.

Фоном к произведению выступает ночное космическое небо, с плывущими по нему светилами и небесными телами – наметанный взгляд сразу узнает планеты Юпитер и Сатурн. В нижней части полотна изображены последние сполохи догорающего заката, оттененные розовыми и лиловыми облаками. Такие живописные детали придают религиозному сюжету достоверность, а множество зашифрованных символов добавляют простому, на первый взгляд, сюжету глубокий смысл.

Описание картины Виктора Васнецова «Христос Вседержитель»

Описание картины Виктора Васнецова «Христос Вседержитель»

Полотно «Христос Вседержитель» создавалось Васнецовым на протяжении 9 лет, с 1885 по 1896 годы. Художник изобразил образ Иисуса Христа, заключенным в круг идеальной формы, в центральной части композиции, фоном для него Васнецов сделал ночное небо с горящими звездами. Правая рука Христа поднята вверх, он благословляет каждого на него глядящего, а в левую руку ему вложена большая рукописная Библия.

Для довершения строгого геометрического построения, по углам полотна Васнецов поместил символические изображения четырех священных существ: ангела, орла, вола и льва. Ассоциируются они с четырьмя евангелистами и выполнены в золотисто-охристой цветовой гамме, благодаря чему создается впечатление массивного резного обрамления центральной круглой картины.

В картине преобладает палитра синего и коричневого цветов. Цветовая гамма синего цвета сопоставляется с небесным, возвышенным и духовным. Разнообразие коричневого и золотистого представляет собой все земное, реальное и человеческое. Так художник доносит истину двойственной природы Христа, как Сыны Божьего, рожденного смертной женщиной.

Лицо Христа на полотне Васнецов изобразил очень четко и выразительно. Особенно выделяются глаза, они буквально проникают в душу смотрящего.

Воссоздание образа Христа занимает центральное место в творчестве Васнецова. Он действительно искренне верил, что именно русскому художнику суждено найти образ Мирового Христа и писал об этом Мамонтовой.

Он со всей ответственностью подошел к поиску достойной формы для передачи глубокого духовного содержания. И его старания и труд увенчались успехом. Лик киевского Вседержителя сопоставим с мозаичными образами в Софийском соборе (2-я половина 13 века) и церкви Хора (14 века) в Константинополе.

Оставьте комментарий

Создайте подобный сайт на WordPress.com
Начало работы
search previous next tag category expand menu location phone mail time cart zoom edit close