За высоту надо платить…

[Кто и как научил делать воздух, которым дышат космонавты. — МИБ.]

Атмосфера, окружающая человека на Земле, в сухом состоянии содержит по весу 78,09 процента азота, 20,95 процента кислорода, 0,93 процента аргона, 0,03 процента углекислого газа. Количество других газов в ней практически незначительно.

Такой газовой смесью привыкли дышать человек и почти все живое на Земле. Но возможности человеческого организма более широки. Из общего атмосферного давления на уровне моря на долю кислорода приходится примерно 160 миллиметров. Человек может дышать при понижении давления кислорода до 98 миллиметров ртутного столба, и лишь ниже наступает «кислородное голодание». Но возможен и другой вариант: когда содержание кислорода в воздухе больше нормы. Верхняя граница возможного для человека парциального давления кислорода проходит на уровне 425 миллиметров ртутного столба. При большей концентрации кислорода наступает кислородное отравление. Итак, возможности организма человека допускают колебания содержания кислорода примерно в 4 раза. В еще более широких пределах наш организм может переносить колебания атмосферного давления: от 160 миллиметров ртутного столба до нескольких атмосфер.

Азот и аргон — инертная часть воздуха. В окислительных процессах принимает участие только кислород. Поэтому возникла мысль: а нельзя ли в космическом корабле заменить азот на более легкий газ, скажем, гелий. Кубический метр азота весит 1,25 килограмма, а гелия — всего 0,18 килограмма, то есть в семь раз меньше. Для космических кораблей, где на учете каждый лишний килограмм веса, это отнюдь не безразлично. Эксперименты показали, что в кислородно-гелиевой атмосфере человек может нормально дышать. Это было проверено американскими акванавтами при длительных подводных погружениях.

В техническом отношении привлекает внимание также одногазовая атмосфера, состоящая из чистого кислорода. В американских космических кораблях для дыхания космонавтов применяется чистый кислород при давлении около 270 миллиметров ртутного столба. При этом проще (а значит, и легче) получается аппаратура для контроля давления и поддержания состава атмосферы. Однако чистый кислород имеет свои недостатки: возникает угроза пожара на космическом корабле; длительное вдыхание чистого кислорода вызывает неприятные осложнения в дыхательных путях.

При создании искусственной среды в отечественных космических кораблях за основу взята нормальная земная атмосфера. Специалисты, прежде всего — медики, настояли на том, чтобы на борту космических кораблей был создан уголок родной планеты с условиями, как можно более близкими к тем, которые окружают человека на Земле. Все технические выгоды, получаемые при применении одногазовой атмосферы, кислородно-гелиевой и других, были принесены в жертву ради полного комфорта для космонавтов. Все параметры очень близки к нормам той атмосферы, которой мы дышим на Земле. Они показывают, что автоматика «держит» параметры воздуха в кабине очень «жестко», стабильно. Космонавты как бы дышат чистым воздухом Земли.

После посадки космонавтов в корабль, после герметизации его отсеков состав атмосферы в корабле начинает изменяться. Два космонавта потребляют в час около 50 литров кислорода и выделяют 80—100 граммов водяных паров, углекислый газ, летучие продукты обмена веществ и др. Тогда вступает в действие система кондиционирования, которая доводит атмосферу «до кондиции», то есть поддерживает все ее параметры на оптимальном уровне.

Регенерация атмосферы в корабле сводится к тому, что часть воздуха из обитаемых отсеков постоянно забирается вентилятором и проходит через ряд устройств системы кондиционирования. Там воздух очищается, доводится до нормы по химическому составу, влажности и температуре и снова возвращается в кабину космонавтов. Такая циркуляция воздуха идет постоянно, а скорость ее и эффективность работы неослабно контролируются соответствующей автоматикой, сообщает cosmos-online.

Вечный полет космонавта Бондаренко

Вечный полет космонавта БондаренкоВалентин Бондаренко.
Сгорел до выхода во Вселенную. Но на Луну попал…

Первопроходцы всегда принимают удар неведомых сил на себя. Первым космонавтам пришлось пройти немало тяжелейших, опасных для здоровья и жизни испытаний. В составе первого отряда космонавтов СССР был и харьковчанин Валентин Васильевич Бондаренко. Он стал одним из тех, кто пожертвовал собственной жизнью ради прорыва человечества в просторы вселенной. Всегда интересно проследить, какой жизненный путь проходит человек, имя которого остается в истории. Судьба ли помещает в определенные обстоятельства или он сам бросает вызов судьбе?

Нередко поражает, как спокойно, без надрыва, в постепенном своем развитии личность совершает духовный скачок.

Валентин Бондаренко родился 16 февраля 1937 года. Его отец до войны был начальником портновского цеха Харьковской пушно-меховой фабрики, а в первые дни войны добровольцем ушел на фронт, где получил семь боевых наград. Валентин пережил два года оккупации вместе с матерью и старшим братом. Учился легко и с интересом. В старших классах занимался в харьковском аэроклубе – на учебном аэродроме в Коротиче, в 25 км от Харькова.

Одноклассник Валентина, Леонид Голенко, также ставший летчиком, вспоминал: «Мы с Валей учились в 93-й школе и не знали, куда податься. И вот однажды к нам пришли инструкторы из аэроклуба и предложили учиться на летчиков. Шесть дней в школе, а седьмой, выходной – в аэроклуб. Зимние, осенние каникулы – в аэроклуб. Нам было с Валькой по 16 лет. Стали летать. Господи, это я сейчас вспоминаю с таким благоговением!».

После окончания школы в 1954 году оба друга решили служить в военно-морской авиации, но их пути разошлись: Голенко уехал в Ейское авиационное училище летчиков, а Бондаренко не прошел медкомиссию. Ему все же удалось поступить в Ворошиловградское авиационное училище, которое позже расформировали, а курсантов в 1956 году перевели в Грозненское училище, оттуда – в Армавирское. В аттестационном листке курсанта В. Бондаренко содержалась блестящая характеристика: «Трудолюбив. Летать любит, в полетах не устает… Летает смело, грамотно, уверенно…».

Валентин Бондаренко окончил учебу в 1957 году – в год запуска первого искусственного спутника Земли. В том же году он женился, тогда же родился у него сын Саша.

Затем будущий космонавт служил в Прибалтике в авиационных частях ВВС. С 19 декабря 1957 года Валентин Бондаренко служил старшим летчиком 868-го истребительного авиационного полка (ИАП) 175-й истребительной авиационной дивизии (ИАД) 30-й воздушной армии (ВА) Прибалтийского ВО в городе Каунасе.

С 26 декабря 1959 года до зачисления в отряд космонавтов служил старшим летчиком 43-го ИАП 263-й ИАД (14 августа 1960 года переименован в 43-й отдельный авиационный полк истребителей-бомбардировщиков) Прибалтийского ВО в городе Тукумсе.

Валентин Бондаренко с женой Анной и сыном Сашей. 1957 год

В конце 1950-х в Советском Союзе стартовала космическая программа – в строжайшей тайне по всей стране начался отбор летчиков в отряд космонавтов.

28 апреля 1960 года Бондаренко был зачислен в первый отряд советских космонавтов. 23-летний харьковчанин оказался самым молодым из них, в списке из 29-ти человек он числился четвертым. С 31 мая Валентин Васильевич проходил подготовку к космическому полету на первом пилотируемом корабле «Восток». Тренировки проходили в закрытом военном городке Чкаловском.

«…Наш общий знакомый виделся с ним в 1960-м, – вспоминает Леонид Голенко. – Валя говорил, что летает, но сказать где – не может, военная тайна. И еще сказал, что о нем скоро услышат. А через год мама сообщила мне в письме: «Валя Бондаренко сгорел на ракете»… Считаю, что это судьба, мелочей в жизни не бывает, особенно в таких экстремальных профессиях. Ему был знак – не иди в летчики. Валю ведь не приняли в одно авиаучилище, а потом расформировали второе, куда он все-таки поступил! Но Бондаренко никогда не сдавался, шел к своей мечте. И погиб…».

Последнее фото Валентина Бондаренко

В архивных фондах музея Центра подготовки космонавтов имени Гагарина, где содержится более 20 тысяч документов и экспонатов, лишь одна папка хранит материалы, связанные с Валентином Бондаренко. В ней – фото из его личного дела, фотография могилы, автобиография, написанная его рукой, выписка из экзаменационных ведомостей Армавирского военного училища, диплом об окончании училища, орденская книжка, карты Луны с отмеченным кратером, носящим его имя.

«Валя был очень добродушным, веселым парнем, – вспоминал космонавт Павел Попович, – сам любил пошутить и никогда не обижался, когда подшучивали над ним. Он отлично пел, голос и слух – выше всяких похвал. Мы называли его «Звоночек». Каждое утро, а он жил на самом верхнем этаже дома, Валентин сбегал по лестнице и стучал во все квартиры: «На зарядку, на зарядку!»… Отлично играл в футбол…».

Летчик-космонавт СССР Алексей Леонов делился воспоминаниями: «В настольный теннис Валентина никто обыграть не мог. Он никогда не обижался на дружеские шутки. А когда «попадался», то смеялся вместе со всеми. Если у человека есть чувство юмора и относительно себя – это, как правило, добрый человек. Смелости и решимости ему было не занимать».

Космический след Валентина Бондаренко: его именем назван крупный кратер на Луне по соседству с кратерами Циолковского и Гагарина

Сослуживцы вспоминают такой случай. Однажды на подоконник из квартиры на пятом этаже вылез мальчишка и в страхе застыл. А внизу уже собралась толпа. Стали уговаривать мальчонку вернуться внутрь, но тот боялся даже пошевелиться. Бондаренко отреагировал мгновенно: поднялся по водосточной трубе на пятый этаж и снял ребенка с подоконника. «Я всегда восторгался его самоотверженностью и решительностью. Меня и теперь трясет, когда вспоминаю, как Валентин поднимался по водосточной трубе. А ведь каждую секунду он мог свалиться вместе с трубой, – рассказывал летчик-космонавт СССР Георгий Шонин. – Но тогда все окончилось благополучно. Внизу Валентина встретили как героя, а он, улыбаясь, отмахнулся: «Бывает и куда сложнее».

По графику в Институте медико-биологических проблем Валентин Бондаренко начал испытания 13 марта 1961 года. Трагедия произошла, когда космонавт заканчивал 10-суточное пребывание в сурдобарокамере, установленной в НИИ-7 ВВС (ныне Институт авиационной и космической медицины) в Москве, около станции метро «Динамо». Летчиков испытывали в условиях, близких к тем, которые должны были их ждать на космическом корабле. Кроме прочего, надо было выдержать испытание одиночеством и тишиной. Пониженное давление в сурдобарокамере компенсировалось высоким содержанием кислорода. На заключительном этапе испытаний Валентин Бондаренко совершил спонтанную непоправимую ошибку, которая привела его к гибели: после окончания медицинских тестов он снял с себя датчики, протер места крепления датчиков смоченным в спирте ватным тампоном и выбросил его в корзину для мусора. Однако вата попала на спираль раскаленной электроплитки и мгновенно вспыхнула. В атмосфере чистого кислорода огонь быстро распространился по всему пространству сурдобарокамеры. На Бондаренко загорелся шерстяной тренировочный костюм…

Музей первого полета в космос. Внутренний вид сурдобарокамеры

Харьковчанин Петр Струщенко, ветеран-испытатель Байконура, лично не был знаком с Бондаренко, но историю его гибели знает хорошо: «У сурдобарокамеры круглосуточно дежурили три человека. Более того, за происходящим постоянно следили телекамеры. Как только увидели, что внутри пожар, сразу начали выравнивать давление, чтобы открыть двери. Но они были закрыты на замки. Пока одну открыли, вторую… Бондаренко вывалился на руки медиков и сказал: «Не вините никого – я сам виноват»…

…У испытателя обгорело 90% тела. Его доставили в Боткинскую больницу, из Звездного городка привезли жену. Анна Бондаренко и сегодня вспоминает тот день со слезами. Она увидела мужа, полностью перебинтованного. «Да, он узнал, что я пришла. Узнал… Говорит: «Ну, Анюта, все». И нас сразу увезли. В три часа дня на следующий день сказали, что он умер». За жизнь Валентина Бондаренко врачи боролись восемь часов. Сотрудники НИИ-7 для спасения жизни Валентина предлагали свою кровь, кожу для пересадки. Но, к сожалению, оказались бессильны…

…Так первый отряд космонавтов понес первую потерю: 24-летний В. Бондаренко погиб 23 марта 1961 года, за 19 дней до полета Юрия Гагарина. Гибель Валентина Васильевича еще раз заставила специалистов задуматься о том, что в космонавтике мелочей не бывает. С того рокового дня во время подготовки космонавтов на тренажерах больше трагических случаев не было.

Друг семьи Бондаренко, Геннадий Денисов, несколько десятков лет собирающий информацию о земляке, считает: «Своей жизнью он спас жизни всем последующим космонавтам. Мы же мгновенно изменили среду, изменили испытания, усилили противопожарные средства».

…После гибели Бондаренко его жена Анна осталась работать в Центре подготовки космонавтов. Сын Александр стал военным летчиком. Много лет спустя он назвал своего сына в честь деда – Валентином…

После трагедии в сурдобарокамере ходили слухи о том, что Валентин сгорел в ракете. Еще одна легенда, которая связана с именем Бондаренко: если бы он не погиб, то полетел бы в космос первым. Но ветераны Байконура опровергают эту версию. Так, Петр Струщенко говорил: «Где был бы Валентин Бондаренко во время полета Гагарина, трудно сказать: возможно, на космодроме, возможно, был бы кандидатом на очередной пуск. На месте Гагарина он оказаться никак не мог. В группу из шести человек вошли Гагарин, Николаев, Быковский, Титов, Попович и Нелюбов».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года «за успешное выполнение задания правительства» Валентин Бондаренко был награжден орденом Красной Звезды (посмертно). Посмертно присвоили ему и звание космонавта. А 15 апреля 1961 года появился указ: «Обеспечить семью старшего лейтенанта В. В. Бондаренко всем необходимым как семью космонавта». «Мы с мамой после гибели отца прожили в Звездном еще несколько лет и уехали к родным в Харьков, – рассказывал Александр Валентинович Бондаренко, сын космонавта. – Думали, там полегче жить. Отдали здесь двухкомнатную квартиру и получили такую же в Харькове. Помогали ли нам? Матери за отца выплачивали около ста рублей в месяц, – пока мне не стукнуло шестнадцать. Больше никто о нас не вспоминал…»

…Валентин Бондаренко похоронен на 10-м городском кладбище, на окраине Харькова, в Липовой Роще, где жили родители. На обелиске, установленном на могиле, высечена стандартная надпись: «Светлой памяти от друзей-летчиков». Только в 1980-х появилась приписка: «космонавтов СССР».

В.Бондаренко

http://belamielami.blog.bg/photos/81279/original/Grave%20of%20Valentin%20Bondarenko%20-%2023_III_2011%20(06).jpgМогила Валентина Бондаренко. Харьков, Филипповское кладбище

…В связи с секретностью космического проекта о гибели Валентина Бондаренко не объявлялось. Первые официальные сведения о трагедии появились только в апреле 1986 года в газете «Известия». Статья о Валентине Бондаренко была написана известным «космическим» журналистом Ярославом Головановым.

Историю харьковчанина, который мог выйти на орбиту Земли, хорошо знают в харьковском планетарии и обязательно показывают посетителям стенд, посвященный Валентину Бондаренко. Директор планетария Галина Железняк поддерживает связь с его сыном, который и сейчас живет и работает в Звездном городке, в Центре подготовки космонавтов. Он передал некоторые личные вещи отца в Музей космонавтики: орден Красной Звезды, фотографии, диплом об окончании военного училища, страницы из личного дела…

…В Липовой Роще теперь есть тихая улица Бондаренко (бывший переулок Герцена), на которой в доме №15 жил космонавт.

В.Бондаренко 2Улица имени Валентина Бондаренко в Липовой Роще

…Валентин Бондаренко все-таки вышел в космос: его именем назван крупный кратер на Луне по соседству с кратерами Циолковского и Гагарина (диаметр кратера 30 км; координаты: 17,8° северной широты и 136,3° восточной долготы). Имя Бондаренко внесено в список погибших космонавтов и астронавтов на мысе Канаверал.

…В этом году исполнилось 75 лет со дня рождения космонавта, а в прошлом году 50-летие со дня кончины. Тогда, в прошлом году, 12 апреля на харьковском городском кладбище на Филипповке состоялось торжественное возложение цветов на могилу космонавта первого «гагаринского набора» Валентина Бондаренко.

В памятном мероприятии приняли участие представители администрации Октябрьского района Харькова, учителя и ученики Харьковской специализированной школы №93, друзья и одноклассники Валентина Бондаренко.

«Трагическая гибель Валентина Бондаренко стала огромной утратой для космонавтики, – отметила заместитель Харьковского городского головы по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения Светлана Горбунова-Рубан. – Но то, что этот человек был харьковчанином, символично, потому что Харьков по праву можно назвать одной из столиц космонавтики. …День космонавтики – праздник знаковый как для Харькова, так и для всего мира. Те сильные впечатления, которые испытывали люди после полета Юрия Гагарина в космос, не сравнить ни с чем, Харьков и космос – это два неразрывных понятия, потому что многие космические проекты были реализованы именно в этом городе: это разработки наших научно-исследовательских институтов, наших ученых и, конечно же, это наш космонавт Валентин Бондаренко».

Петр МАСЛЮЖЕНКО, «Одна Родина»

СМЕРТЬ ЛУЧШИХ АСТРОНАВТОВ NASA: «ЗАПАХЛО ПРОКИСШЕЙ СМЕТАНОЙ»

Космическая гонка между США и СССР была смертельной для многих ее участников. Наверняка вы помните одного только Юрия Гагарина, погибшего через 7 лет после полета. Были и другие.

В Космическом центре имени Кеннеди во Флориде стоит памятник погибшим астронавтам. В списке из 24 имен — Вирджил «Гас» Гриссом, Эдвард Уайт ІІ и Роджер Чаффи. Они задохнулись в корабле «Аполлон-1», на первом этапе американской лунной программы.

Справа на переднем плане — Эд Уайт и Роджер Чаффи. На плоту около макета космического корабля — Гас Гриссом. Июнь, 1966 г. Фото: NASA

КОМАНДА МЕЧТЫ

США проиграли Советскому союзу гонку по запуску первого спутника и первого человека в космос. Поэтому в 1960-х американцы сделали главной задачей своей космической программы полет на Луну. Его важнейшая, завершающая часть — серия запусков пилотируемых кораблей «Аполлон». Первые несколько стартов должны были проверить надежность систем, следующие — доставить американцев на спутник Земли. Экипажу «Аполлона-1» отводилась задача испытать командный модуль.

Для этой миссии NASA собрало лучших своих астронавтов:

  1. 40-летний Вирджил Гриссом, командир корабля — первый в мире человек, совершивший два космических полета. Летчик-испытатель, участник Корейской войны, грамотный инженер.
  2. 36-летний старший пилот Эдвард Уайт готовился к своему второму космическому старту. За два года до того он стал первым из американцев, кто вышел в открытый космос. Опытный летчик-испытатель, магистр по авиационной инженерии. Уайт серьезно занимался спортом и едва не попал в олимпийскую сборную США по легкой атлетике.
  3. 31-летний пилот Роджер Чаффи закончил Военно-морскую академию США, позже получил степень бакалавра по авиационной технике. Прошел программу обучения на морского летчика. Как запасной член экипажа, Чаффи заменил Донна Айзли, вывихнувшего плечо на тренировке.

Вирджил Гриссом, Роджер Чаффи и Эдвард Уайт, 22 августа 1966 г. Фото: NASA

Экипаж «Аполлона-1» за 10 дней до аварии. Фото: NASA

ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТ

Запуск ракеты-носителя «Сатурн-5» для доставки «Аполлона-1» на околоземную орбиту планировался на конец февраля 1967 года. Днем 27 января началась одна из предстартовых проверок. Тестировали стабильность работы систем космического корабля на стартовой позиции, отключенной от кабелей питания. Проверка считалась абсолютно безопасной, ведь в баке ракеты даже не было топлива.

Экипаж занял свои места около 13:00. Люк был задраен, воздух в кабине заменили чистым кислородом — как и во всех американских космических кораблях до этого. Гриссом доложил, что чувствует какой-то посторонний запах, похожий на запах прокисшей сметаны. Никаких явных неполадок не выявили, и тесты были продолжены.

Как практически на любой новой и сложной машине, на «Аполлоне» не обходилось без мелких неполадок. В этот день, среди прочих, проблемы возникли с микрофоном командира корабля.

ГРИССОМ СЕРДИТО ПРОИЗНЕС: «КАК МЫ СОБИРАЕМСЯ ДОБРАТЬСЯ ДО ЛУНЫ, ЕСЛИ НЕ МОЖЕМ ДАЖЕ НАЛАДИТЬ СВЯЗЬ МЕЖДУ СОБОЙ?»

Тем не менее, работа продолжалась.

Чаффи, Уайт и Гриссом во время тренировки. Фото: NASA

Тренировка экипажа «Аполлона-1». Фото: NASA

КРИКИ БОЛИ

В 18:31 в пункте управления услышали возглас Гриссома: «Огонь!». Через две секунды Чаффи доложил: «У нас пожар в кабине!». Еще через несколько секунд — неразборчивые слова и крики боли.

В чистом кислороде огонь распространялся моментально, и уже через 15 секунд охватил весь командный модуль «Аполлона». Спустя 5 минут рабочие смогли частично потушить пожар и открыть люк, но из-за густого дыма не смогли сразу забраться внутрь. Когда дым рассеялся, спасатели увидели тела астронавтов в оплавленных скафандрах. Все трое погибли.

Проверка установила, что огонь вызвало замыкание электропроводки. В кислородной атмосфере и при достаточном количестве горючих материалов пожар был стремительным и катастрофическим. Астронавты задохнулись сразу, спасти их было невозможно.

NASA приостановило пилотируемые полеты и внесло серьезные изменения в конструкцию кораблей. «Аполлон-2» и «Аполлон-3» стали макетами, «Аполлон-4», «Аполлон-5» и «Аполлон-6» запускались без пилотов.

Через два года американцы достигли Луны на «Аполлоне-11». Три кратера там названы в честь Гриссома, Уайта и Чаффи.

Следы пожара на капсуле «Аполлона-1». Фото: NASA

«Аполлон-1» после пожара. Фото: NASA
Скафандры экипажа «Аполлона-1» после трагедии. Фото: National archives

Руководство NASA во время заседания Сената по поводу трагедии на «Аполлоне-1». Фото: NASA
Мемориал «Космическое зеркало». Посвящен американцам, погибшим ради освоения космоса. Фото: NASA

Оставьте комментарий

Создайте подобный сайт на WordPress.com
Начало работы
search previous next tag category expand menu location phone mail time cart zoom edit close