Сисмонди: торговля как процесс опосредования потребительной стоимости«Только промышленник производит для чужого, а не для собственного потребления. Эти блага становятся для него полезными лишь с момента когда он их обменяет. Они, следовательно, делают необходимой торговлю, или искусство обмена. Они оцениваются только соответственно своей меновой стоимости» (Sismondi, Etudes sur l’économie politique. Tome II, Bruxelles, 1838, стр. 161).
«Торговля лишила вещи богатства их первичного характера полезности… Противоположность между потребительной стоимостью и меновой стоимостью — к этой последней торговля свела все вещи» (стр. 162).
«В начале полезность есть истинная мера стоимостей; … торговля тогда существует в патриархальном состоянии общества; но она не охватила целиком все общество; торгуют лишь излишками продуктов каждого человека, а не тем, что необходимо для его существования» (стр. 162, 163).
«Напротив, для нашего теперешнего экономического состояния и прогресса характерно то, что торговля взяла на себя распределение всей совокупности ежегодно производимого богатства и, следовательно, совершенно лишила его характера полезной стоимости, сохранив за ним лишь характер меновой стоимости» (стр. 163).
Меновая стоимость. Ф. Видаль говорит (также Лодердель и в известном отношении Рикардо):
«Истинная социальная стоимость — это стоимость полезная или потребительная. Меновая стоимость только характеризует относительное богатство каждого из членов общества по сравнению с другими» (F. Vidal. De la répartition des richesses. Paris, 1846, стр. 70).
С другой стороны, меновая стоимость выражает собой социальную форму стоимости, тогда как потребительная стоимость вовсе не является экономической формой стоимости, а выражает лишь бытие продукта и т.д. для человека вообще.
Первая категория, в которой выступает буржуазное богатство, это — товар. Сам товар выступает как единство двух определений. Товар есть потребительная стоимость, т.е. предмет для удовлетворения какой – либо системы человеческих потребностей. Это есть вещественная сторона товара, которая может быть обща самым различным эпохам развития производства и рассмотрение которой поэтому лежит за пределами политической экономии. Потребительная стоимость попадает в сферу политической экономии, когда она видоизменяется современными производственными отношениями или со своей стороны влияет на них, видоизменяя их. То, что ради приличия обычно говорится об этом вообще, сводится к общим местам, которые представляли историческую ценность при зарождении этой науки, когда экономисты еще с большим трудом выделяли из вещественного материала общественные формы буржуазного производства и с большим напряжением фиксировали их как самостоятельный объект исследования. На деле же потребительная стоимость товара есть заранее данная предпосылка, вещественный базис, в котором представлено определенное экономическое отношение. И только это определенное отношение налагает на потребительную стоимость печать товара. Так, например, пшеница обладает одной и той же потребительной стоимостью, будет ли она возделана рабами, крепостными или свободными рабочими. Она не утратила бы своей потребительной стоимости, если бы в готовом виде падала с неба.
Как превращается потребительная стоимость в товар? В носителя меновой стоимости? Потребительная стоимость и меновая стоимость, хотя и соединены непосредственно в товаре, столь же непосредственно находятся вне друг друга. Не только меновая стоимость не определяется потребительной стоимостью, но, наоборот, товар делается товаром, реализуется как меновая стоимость лишь постольку, поскольку его владелец относится к товару не как к потребительной стоимости. Лишь посредством отчуждения товара, посредством обмена товара на другие товары, его владелец присваивает себе потребительные стоимости. Присвоение посредством отчуждения есть основная форма такой общественной системы производства, простейшим, абстрактнейшим выражением которой является меновая стоимость. Потребительная стоимость товара предполагается, но не для его собственника, а для общества вообще. (Маркс, 46. ч.2)
Если рассматривать абсолютную прибавочную стоимость, то она определяется абсолютным удлинением рабочего дня за пределы необходимого рабочего времени. Необходимое рабочее время есть труд лишь ради простой потребительной стоимости, ради средств существования. Прибавочный рабочий день есть труд ради меновой стоимости, ради богатства. Он есть первый момент промышленного труда. Природный предел положен — предполагая, что условия труда имеются налицо, сырье и орудие труда, или лишь одно из них, смотря по тому, является ли труд только добывающим или же оформляющим, отрывает ли он только потребительную стоимость от ее местонахождения или же придает ей новую форму, — природный предел положен количеством одновременных рабочих дней или живых рабочих сил, т.е. рабочим населением. На этой ступени различие между капиталистическим производством и прежними способами производства является лишь формальным. Похищение людей, рабство, работорговля и принудительный труд рабов; увеличение количества этих трудящихся машин, машин, производящих прибавочный продукт, здесь достигается прямым [непосредственным] насилием, а у капитала оно опосредствовано обменом.
Потребительные стоимости здесь возрастают в той же простой пропорции, как меновые стоимости, и поэтому эта форма прибавочного труда выступает как в способах производства, основанных на рабстве, крепостничестве и т. д., где главным образом и преимущественно имеется в виду потребительная стоимость, так и в капиталистическом способе производства, непосредственно направленном на меновую стоимость и лишь косвенно — на потребительную стоимость.
Социализм и потребительная стоимость. Часть 5 от Маркса: Один комментарий