От Бытия к Сущности

Краткий обзор

Прежде, чем говорить о сфере Сущности, кратко воспроизведем ее основание — сферу Бытия.

Мы начали с категории Абсолютного, полученной в ходе диалектики «Феноменологии духа». Эта категория предстала перед нами непосредственно, как положительное отношение с собой, как объект.

Напомню, что категория «объект» мыслится нами как нечто неподвижное, инертное, лишенное логического самодвижения, как А = А. Категория «субъект», наоборот, мыслится как нечто активное, отрицающее себя в свое другое, только через соотношение с другим соотносится с собой: А => не-А => не-не-А = А. Иными словами, для объекта тождество А = А дано непосредственно, для субъекта же А = А опосредовано через не-А, через объект: А = не-не-А.

Первое абсолютное отрицание выявляет в категории Абсолютное взаимообусловленность пары конечных категорий — собственно категории объекта, Бытие, которая состоит в положительном отношении с собой, и категории Ничто, субъекта, которая находится в отрицательном отношении с собой: Бытие Бытия есть Бытие, Ничто Ничто есть также Бытие. И лишь следующее Ничто – Ничто Бытия — есть Ничто.

Еще раз подчеркну: следует строго различать систему логики, т.е. те категории, которые УЖЕ положены в систему и КАК они положены, от внешней логике рефлексии, которая говорит о системе, предвосхищая ее развитие. Приведенный выше текст — внелогическая рефлексия, которая имеет своей целью опосредование категорий логической системы категориями, взятыми из системы представлений.

Что положено в систему в настоящий момент? Реально нам дано в настоящий момент в системе только бесконечная категория Абсолютного и результат применения к ней абсолютной негации — конечные категории Бытие и Ничто. Эти категории тождественны по построению, но и противоположны также по построению: каждая категория имеет свою границу, оканчивается там, где дана другая категория, в другой категории каждая из них имеет свой предел, или, как говорят, каждая категория определена другой категорией, имеет в ней свое отрицание. Тем самым, категория Абсолютное есть тождество противоположных моментов — Бытия и Ничто. Эта саморазличенная категория Абсолютного уже не является непосредственным отношением с собой, а есть нечто опосредованное своими моментами Бытие и Ничто, т.е. Абсолютное перешло из положительного отношения с собой в отрицательное отношение с собой, перешло из состояния чистого объекта в состояние чистого субъекта. Категорию Абсолютного в таком состоянии обозначают термином Становление.

Применив к бесконечной категории «Становление» операцию абсолютного отрицания, вновь получаем пару конечных категорий: возникновение и исчезновение. Здесь также возникновение есть категория, выражающая объективность, исчезновение — субъективность: возникновение возникновения есть возникновение, исчезновение исчезновения есть также возникновение.

Далее получаем категорию Наличное Бытие, как отрицание субъективной категории Становления, или отрицание отрицания объективной категории Абсолютное. Наличное Бытие есть Абсолютное, прошедшее через опосредование Становлением. Иными словами, Наличное Бытие есть первое определение Абсолютного (его первая определенность). Эту определенность, эту категорию, которая возникла в процессе становления Абсолютного, принято называть Качеством.

Качество есть первая определенность Абсолютного в форме Наличного Бытия, а, следовательно, и определенность самого себя. Сама категория «Качество» обладает качеством, как и все будущие категории. В чем Качество Качества? В отсутствии определенности Наличного Бытия, в равнодушном отношении к ней. Качество Качества есть мера самого качества, безотносительно к какому-либо Наличному Бытию. Эту меру принято обозначать категорией Количество. Качество полагает себя как качественное количество.

Если Качество есть категория-объект, то Количество есть категория-субъект. Количество Количества есть категория, «равнодушная к своему равнодушию», есть снятие своей безотносительности к определенному Качеству и восстановление Качества, но уже как количественного Качества. Количество Количества – безразличное к безразличию Количество, т.е. Качественное количество, восстановившее различенность, качественную определенность.

Эту форму Абсолютного — движение его моментов: Качества в Количество и обратно, где Количество играет роль субъекта движения, а Качество — роль объекта, — принято называть Мерой.

Мера есть Абсолютное, возникшее из сферы Качества, прошедшее через опосредование сферой Количества, есть Абсолютное, вернувшееся из опосредования в непосредственную данность.

Гегель приводит пример с разными агрегатными состояниями воды, где отношение потенциальной энергии молекул к их кинетической энергии есть та количественная мера, которая движет качеством. Заметное преобладание потенциальной энергии над кинетической формирует твердую фазу (лёд), примерно равные соотношения дают жидкую фазу, заметное преобладание кинетической энергии над потенциальной дает газообразную фазу (пар).

Мера, пишет Гегель, как единство качества и количества, есть завершенное Бытие.

«Бытие или непосредственность, которая через отрицание самой себя опосредует себя и приходит к соотношению с самим собою, — которая, следовательно, есть также опосредствование, снимающее себя, приводящая себя к соотношению с собою, к непосредственности, — есть сущность».

ЭФН, § 111

От Бытия к Сущности: Один комментарий

Оставьте комментарий

Создайте подобный сайт на WordPress.com
Начало работы
search previous next tag category expand menu location phone mail time cart zoom edit close